Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Аналитика

Мусорная реформа в Томской области: что было, как есть, когда станет лучше

Мусорная реформа в Томской области: что было, как есть, когда станет лучше
Фото news.yandex.ru
Новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на большей части территории Томской области действуют с 1 января, в Томске и Томском районе — с 1 июля. Даже те жители региона, которые раньше ничего не слышали о «мусорной реформе», не заметить знаки перемен не могли. Увы, перемены эти пока не всегда положительные...

Контейнеры появляются там, где их никогда не было, или, наоборот, исчезают с привычных мест. В особо «аномальных» зонах с пугающей скоростью выросли кучи мусора. Горячие линии районных администраций и операторов по вывозу мусора раскалились…Что же происходит? Вопросы, которые чаще всего задают пользователи Сети, представители областной администрации структурировали и адресовали департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды, департаменту тарифного регулирования и «Спецавтохозяйству». Ответы представлены в группе администрации Томской области во «ВКонтакте» и других соцсетях, и редакция SM-News тоже решила опубликовать их в качестве обзорного материала.

Зачем нужна мусорная реформа? Почему нельзя оставить все, как было?

В СССР работала стройная система сбора и вывоза отходов, претензий к ней не было. Школьники соревновались в сборе макулатуры и металлолома, стеклянные бутылки большинство людей сдавали в пункты приема стеклотары, а вторсырье иногда можно было обменять на дефицитные товары. То есть по факту производился раздельный сбор мусора.

Однако с тех пор состав мусора сильно изменился (например, появился пластик), а методы утилизации устарели. Полигоны ТБО переполнились, повсюду стали образовываться стихийные свалки. Цель мусорной реформы — ликвидация незаконных свалок, переход к повторному использованию отходов. Для этого необходимо упорядочить сбор и вывоз мусора, создать мощности для сортировки и переработки. Старые полигоны должны быть рекультивированы.

Кто теперь должен вывозить мусор?

Раньше вывозить мусор могла любая компания, у которой есть спецтехника и лицензия. Фактически это был нерегулируемый рынок, и никто не знал достоверно, куда идет поток отходов. Например, в Томске множество мелких операторов брали деньги за транспортировку и захоронение мусора, однако на лицензированный полигон некоторые из них никогда не заезжали. Получается, мусор они сбрасывали где попало, при этом демпингуя и вытесняя с рынка добросовестные компании.

Теперь за движение мусора от контейнера до полигона отвечает региональный оператор — компания, которая выиграла конкурс на сбор, обработку и утилизацию ТКО на определенной территории. Ее работа ограничивается установленным государством тарифом и схемой, в которую включены все точки маршрута — от баков во дворе до сортировочных пунктов и полигонов. Заработок регоператора зависит от того, сколько мусора он привезет на место, обозначенное в схеме. Томская область разделена на 8 зон — в каждой работает свой региональный оператор. В Томске и Томском районе это УМП «Спецавтохозяйство».

В результате мусорной реформы, по замыслу ее авторов, не меньше 60 % отходов должны идти в переработку и использоваться повторно. Оставшиеся «хвосты» будут захоранивать по современным технологиям без ущерба для окружающей среды.

Региональный оператор может иметь субподрядчика?

Может. Но, учитывая, что услуга теперь регулируется государством, региональный оператор обязан провести торги. В Томске, например, субподрядчиком «Спецавтохозяйства» по итогам конкурса стала компания «АБФ-Логистик».

Что изменилось для жителей с началом реформы?

Для горожан изменения незначительные: раньше на мусорных баках было написано название одной из прежних компаний, а теперь везде будет единый региональный оператор. Возможно, на первых порах сами контейнеры будут разномастными, но со временем их заменят на стандартные. То же самое касается сел, где мусор вывозился и до реформы. А вот там, где ТКО раньше вообще не вывозили, впервые появятся контейнерные площадки и мусоровозы.

Кто определяет, сколько нужно контейнеров и площадок для них?

Схемы размещения контейнеров составляет муниципалитет, он же ведет реестр площадок. Поэтому, если населению требуются дополнительные баки, или их нужно перенести в другое место, обращаться необходимо в администрацию поселения или района.

Кто должен содержать в чистоте контейнерную площадку?

Зимой, когда температура воздуха ниже 5-ти градусов, мусор должны вывозить не реже 1-го раза в 3 дня, летом — ежедневно. Региональный оператор обязан собрать все, что просыпалось при погрузке и лежит вокруг контейнеров. Если контейнеры переполненные, и рядом навален мусор, значит, либо нарушается график вывоза, либо емкостей для мусора попросту мало. То, что (условно) раздуло ветром вокруг площадки, должен собрать собственник земельного участка — город, поселение или УК, если территория придомовая.

Как устанавливается тариф на услуги регионального оператора? Почему цены так отличаются в разных районах?

Раньше плата за мусор была размытой, это создавало почву для злоупотреблений. Теперь услугу перевели из жилищной в коммунальную. Это значит, что тариф для населения определяет не предприниматель, а государство — с учетом особенностей территории. Порядок расчета утверждается на федеральном уровне.

Около 1 % в тарифе приходится на содержание контейнерного парка, но основные составляющие — затраты на транспорт и захоронение мусора. В Томской области в каждой из 8-ми зон они разные: в Томской агломерации все расположено компактно, а в Каргасокском районе, например, транспортное «плечо» намного больше. Влияет на стоимость услуг и объем вывозимых отходов. Поэтому тариф рассчитывается отдельно для каждой зоны. Сумма, которую нужно заплатить, зависит от тарифа, норматива накопления ТКО на человека и количества проживающих. Нормативы для многоквартирных и частных домов разные. В Томской области в 2019 году плата «за мусор» очень близка к уровню 2018 года. Исключение составляют только те поселения, где услуга в прошлом году в принципе не предоставлялась.

Калькулятор платы за вывоз мусора

Есть ли льгота на оплату услуг по вывозу мусора?

Тем, кто получает социальную поддержку на оплату ЖКУ, компенсация расходов за услугу по вывозу мусора предоставляется автоматически. Семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может быть предоставлена единовременная материальная помощь, которая полностью или частично компенсирует расходы. Оформить субсидию можно в центре социальной поддержки по месту жительства.

Если в доме первый этаж занимают коммерческие предприятия — например, магазины и аптеки, должны ли жильцы платить за предпринимателей?

Не должны. Предприниматели сами обязаны заключать договор на вывоз мусора. Обратитесь в администрацию района — там проверят, привязан ли магазин или аптека к вашей площадке как пользователь (в таком случае плата уже взимается), и в случае необходимости обяжут предпринимателя заключить договор и/или установить свой контейнер.

Как заключить договор с регоператором? Можно ли платить не за вывоз, а за «производство» мусора?

С населением заключается публичный договор, ходить для этого никуда не надо. Возможность платить за производство мусора для жителей правила пока не предусматривают, но так могут делать юридические лица. Это связано с тем, что очень трудно подсчитать, сколько отходов производит конкретный житель многоквартирного дома, а у предприятия может быть собственный контейнер и документы по образованию ТКО.

Если человек прописан в одном населенном пункте, а живет в другом, где он должен платить за мусор? И следует ли платить, если в квартире вообще никто не живет?

По закону, если человек проживает определенное количество времени по другому адресу, он должен делать временную регистрацию. Если справку о временной регистрации предоставить региональному оператору, вам будут начислять плату там, где вы живете. Если в квартире никто не прописан, платит собственник.

Что делать, если квитанция на мусор не приходит, или в ней есть ошибки?

В обоих случаях нужно обратиться к региональному оператору. На первом этапе такие ситуации могут возникать из-за того, что клиентская база оператора неполная.

Почему в городе появились стихийные свалки?

В Томске возникла проблема с заменой контейнеров прежних подрядчиков на парк регионального оператора. Одна из организаций, которая раньше вывозила мусор, забрала свои контейнеры, а «Спецавтохозяйство» не успело расставить свои. Сделать это заранее тоже не всегда возможно: например, если на площадке стоят 5 «старых» баков еще работающей 30 июня компании, поставить другие не получится. За 3-4 дня регоператор стабилизирует ситуацию: расставит контейнеры и уберет накопившийся мусор.

Правда, что контейнеров не хватает? Почему так получилось? Когда они появятся?

Контейнеров действительно не хватает по всей области. Например, в 6-й зоне (Асиновский, Зырянский, Первомайский и Тегульдетский районы) 1 % от тарифа, определенный на контейнерный парк, позволил оператору закупить только 100 баков. Это мизер от потребности, ведь мусор теперь нужно собирать даже в тех поселениях, где он никогда не вывозился. Поэтому недостающие контейнеры будут покупать муниципалитеты — на это выделено около 70 млн рублей.

Еще одна проблема — дефицит, сложившийся на рынке: реформа одновременно началась в большинстве регионов России. При этом баки нужны такие, которые подходят к имеющимся мусоровозам. Тем не менее Кривошеинский район уже закупил часть контейнеров. Асиновский оформляет поставку. Завершили конкурсные процедуры Шегарский, Верхнекетский, Бакчарский районы. В Томске пока поставщика не нашли и будут повторять торги, чтобы покрыть недостаток контейнеров — в основном на присоединенных территориях. Дефицит на действующих площадках закроют к 11 июля.

Так, только за одну ночь с 3 на 4 июля «Спецавтохозяйство» установило в Томске 287 контейнеров и доставило на полигон 487 тонн ТКО. К установке готовы еще 200 баков и бункеров.

Куда складывать мусор сейчас, если контейнеров нет?

Лучше складывать там, где стояли баки. Это ненадолго. «Спецавтохозяйство» практически справилось с дефицитом контейнерного парка в Советском и Кировском районе и близко к победе в Ленинском. В Октябрьском районе проблема тоже решается. Но в случае чего жителям советуют звонить на горячую линию САХа или в региональный департамент природных ресурсов — оттуда обращения передадут региональному оператору и в администрацию района.

А в селах откуда взялись кучи мусора?

Если в селе появилась свалка, значит, услуга туда не дошла. Может, муниципалитет не определил места под площадки, или не хватило контейнеров. Нельзя исключить и то, что регоператор, собрав мусор, не довез его на полигон, хотя пока таких фактов нет. В любом случае свалку муниципалитет должен убрать, привлекая регионального оператора. Для этого жителям нужно, опять же, звонить и жаловаться (все телефоны представлены ниже).

Допустим, мусор вывезли. А куда? Когда появятся мусоросортировочные комплексы?

Сортировка и переработка мусора — это бизнес, для которого привлекательными выглядят, например, Томск и Томский район, где большие объемы отходов и удобная логистика. Здесь предложений от инвесторов много, и мусоросортировочный завод может появиться ориентировочно в 2021 году. В районах области такая деятельность не будет выгодной, поэтому проектирование мусоросортировочных комплексов (в частности, в Бакчаре и Мельникове) начали областные власти за счет бюджета, но для их строительства все-таки нужно найти партнеров. А пока нет сортировочных линий, мусор из баков будет утилизироваться на полигоне.

Будет ли внедряться раздельный сбор мусора?

Даже раздельно собранный мусор нуждается в досортировке. Например, молочная бутылка и крышечка от нее перерабатываются по-разному — их надо разделить, в емкости для пластика часто попадает мусор из других материалов — его тоже нужно отсортировать. Делать это вручную очень затратно, особенно в больших объемах. Кроме того, без переработки раздельный сбор и сортировка не имеют смысла. А вот если перерабатывающие мощности есть, раздельный сбор повышает выбор полезных фракций с 7 до 20 %. Так что логика такая: сначала наладить сортировку и переработку, затем массово внедрять раздельный сбор.

Почему реформа пошла так «криво», ведь готовились к ней давно?

Европейские страны подходили к современной идеологии обращения с отходами десятилетиями. Нужная инфраструктура — для сортировки, раздельного сбора, переработки — складывалась там постепенно. В России огромный комплекс проблем нужно решить всего за несколько лет. А за Уралом все еще труднее: у нас низкая плотность населения, мало дорог, почти нет мусоросортировочных комплексов, небольшой объем ТКО и как следствие слабая инвестиционная привлекательность. Но план есть, и работа началась.

Куда звонить, если не вывозят мусор, или я нашел несанкционированную свалку?

  • «Горячая линия» департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: 8-800-350-0477 (звонок бесплатный, в рабочие дни с 8.00 до 20.00).
  • Томск и Томский район

УМП «Спецавтохозяйство г. Томска»: 26-55-80, 905-997;

Ленинский район: 517-690;

Кировский район: 56-40-96, 56-52-35;

Советский район: 54-45-25;

Октябрьский район: 90-24-78, 90-24-79.

  • Северск

ООО «АБФ Система»: 8 (3823) 541-543, 8 (3823) 540-051, 8 (3823) 541-538.

  • Александровский район и Стрежевой

OOO «ТРАНССИБ»: 8 (38259) 5-51-69.

  • Каргасокский и Парабельский районы

ООО «ТКС»: 8 (38259) 5-51-69.

  • Кедровый: 8-923-443-06-26.
  • Шегарский район: 8-923-441-06-26.
  • Бакчарский район: 8-923-421-06-26.
  • Кожевниковский район: 8-923-434-06-26.
  • Молчановский, Кривошеинский, Чаинский, Колпашевский и Верхнекетский районы

ООО «Риск»: 8 (38254) 5-73-73.

  • Асиновский, Зырянский, Первомайский и Тегульдетский районы

ООО «АБФ Логистик»: 8 (3822) 435-500.

Агрессивный мигрант наехал на инспектора ДПС в Петербурге: видео. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика