Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Интервью

С небес на землю: в Томске освоят новые виды беспилотников

С небес на землю: в Томске освоят новые виды беспилотников
В Томске стартует создание и совершенствование беспилотных автомобилей.  Займутся этим компании и вузы из регионального альянса «Техническое зрение» - команду альянса на днях зачислили в участники федерального конкурса «Зимний город». Теперь ей предстоит  превратить в беспилотник небольшой грузовик. Возможно, с него в Томской области начнется своего рода новая эпоха - беспилотного наземного транспорта, тем более, что воздушное пространство региона беспилотники уже успешно осваивают. О перспективах и проблемах этой сферы мы поговорили с начальником областного департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Александром Осадченко.

— Раз уж конкурс «Зимний город» стал инфоповодом для этого интервью, расскажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас находится томская команда.

— Мы помогли альянсу снять видеоролик для конкурса, на днях он был выложен в соцсетях и направлен в оргкомитет «Зимнего города», чтобы команду зарегистрировали в качестве участника. Отметка об этой регистрации теперь стоит в перечне претендентов на участие в конкурсе, т.е. во второй этап альянс уже прошел — туда принимали только тех, кто грамотно в видеоформате презентует свою идею, и не всем это удавалось.

— А что за идея у томичей?

— В ролике показан тот самый автомобиль, который наши компании будут делать беспилотным. Это электромобиль одного из крымских заводов, на базе его шасси альянс имплементирует все свои беспилотные технологии. Сейчас этот автомобиль находится в пути, его доставляют к нам в Томск, и на этой неделе — максимум, на следующей — он должен прибыть. После этого начнется монтаж всех разработок, которые есть у нашего альянса.

После окончания работ, в начале следующего года, по условиям конкурса мы должны испытать получившийся беспилотник здесь, на территории региона. Площадкой для этих испытаний станет Особая экономическая зона — там работают большинство участников альянса. А потом, в конце 2019 года, для тех, кто пройдет в финал, будут проводиться выездные испытания — на полигоне в Подмосковье.

— Почему был выбран именно такой автомобиль и означает ли это, что даже в случае успеха, разработчики смогут повторить его только на примере таких же грузовиков?

— Нет, конечно, вообще не имеет значения, на примере какого шасси будет сделан беспилотник, — главное, отработать технологию. После этого можно будет по той же схеме работать с любым автомобилем.

— А этот, первый, останется в Томске?

— Да, он вернется в Томск после испытаний в Московской области. Я пока не могу сказать, как он будет оформлен официально, но мы уже проводили переговоры о том, чтобы запустить его в постоянную эксплуатацию на территории ОЭЗ. Постараемся сделать его максимально полезным в хозяйстве.

— Вы сказали, что перенести технологию, если все удачно получится с первым беспилотником, легко можно будет на любое транспортное средство. Это означает, что любой владелец авто — например, перевозчик, работающий в сфере общественного транспорта, сможет обратиться в альянс и заказать такую трансформацию?

— Да, это будет возможно. Но тут надо подчеркнуть, что конкурс «Зимний город» ценен не только тем, что будут созданы беспилотные автомобили, в том числе — томский. Еще одна важная идея конкурса в том, что мы позволяем нашим компаниям продемонстрировать свои возможности. Дело в том, что в Томске автомобили не производятся. И даже если альянс выиграет в конкурсе, автомобили как производились на автозаводах в других регионах РФ и странах, так там и будут производиться. Но каждая из компаний альянса имеет свою продукцию и свой рынок. Кто-то разрабатывает систему технического зрения — распознавания дорожных знаков, людей, транспорта, различных других объектов на дороге и так далее. Кто-то специализируется на автоматизации систем управления. Очень много разных компетенций у членов альянса. И вот участие в этом конкурсе позволит достичь компаниям роста продаж — они «засветятся» на своих рынках, и о них будут знать потенциальные покупатели. Вот это задача номер один.

А вторая задача как раз в том, о чем Вы упомянули в своем вопросе. По сути, этот же альянс, если к нему придет заказчик и скажет: «Ребята, я хочу все ПАЗики в Томске, которыми владею, сделать беспилотными», действительно сможет взяться за это. Но тут другая проблема возникнет — на сегодняшний день владелец таких автобусов не сможет в правом поле выпустить их на улицы в беспилотном режиме.

— А вам самому не было бы страшно ехать в беспилотном автомобиле?

— Нет, абсолютно. Но все же мне кажется, что выпускать беспилотники на дороги общественного пользования пока что преждевременно. Я надеюсь, они будут входить в нашу жизнь поэтапно, и сначала — наиболее безопасные и в наиболее безопасных районах. А уже по итогам опыта их эксплуатации, если он окажется успешным, можно масштабировать эту идею.

— То есть, беспилотники все же опасны?

— Знаете, специалисты в этой сфере утверждают, что если одновременно заменить все транспортные средства на беспилотники, безопасность на дорогах вырастет на несколько порядков. Но когда едет беспилотник, а рядом с ним обычные пилотируемые автомобили, вероятность инцидентов гораздо выше, поскольку маневры пилотируемого транспорта сложно прогнозировать, они зависят от человеческого фактора. Поэтому я и говорю о том, что, на мой взгляд, запускать беспилотники сперва стоит в щадящих условиях — там, где небольшая проходимость либо установлены четкие правила движения, редко нарушаемые.

— Давайте перейдем к другому федеральному проекту — «Тайга», для реализации которого Томская область стала экспериментальной площадкой. Есть уже какой-то практический результат от этих испытаниях квадрокоптеров?

— В конце осени этого года беспилотники, летающие в рамках этого проекта, начали оказывать сервисные услуги в селе Нелюбино Томского района. Я не могу рассказывать во всех подробностях, потому что это коммерческая информация. Скажем так, российская крупная железнодорожная компания допустила для себя возможность мониторинга путей с помощью беспилотных летательных аппаратов, чтобы отслеживать состояние путевого полотна. И надеюсь, в следующем году у нас будет еще несколько заказчиков.

— Как-то слышала разговоры, что со временем беспилотники будут продукты на дом привозить — заказанную пиццу, например.

— Возможно, но начнется их использование точно не с доставки пиццы, поскольку на данном этапе это будет нерентабельно. Пока в рамках проекта «Тайга» мы внедряем коммерческие сервисы, которые относятся к схеме B2B — «бизнес для бизнеса». Кстати, в следующем году мы совместно с ассоциацией «Аэронет» запустим первый в России конкурс беспилотных летательных аппаратов. Скорее всего, это будет в мае 2019-го .

— Но в отношении летающих беспилотников тоже есть законодательные ограничения — например, на полеты нужно запрашивать разрешение у властей, Росавиации.

— Да, но это не самая большая проблема. Многие компании в Томске используют квадракоптеры, и такие разрешения запрашиваются. Люди научились это делать, и каких-то особых жалоб на эту процедуру я не слышал. Да — долго, да — сложно, но схема эта все же работает. Есть проблемы посерьезнее. Например, доставка биоматериалов, т.е. анализов пациентов, из районов области в какую-нибудь высокотехнологичную клинику Томска. Тут каждый раз встает проблема ответственности. Что, к примеру, будет, если беспилотник с биоматериалами упадет на территорию детского садика, эти материалы попадут к кому-нибудь в руки, и что-нибудь случится? Это я к тому, что поднять беспилотник в воздух сложно, но можно. Установить ответственного за происшествия с ними намного сложнее.

— Давайте в окончание разговора вернемся с небес на землю. В небе беспилотники у нас все-таки уже обосновались, особенно — с внедрением проекта «Тайга». А по земле хоть один беспилотник у нас ездит?

— Да, у нас компания «Тесарт» ставит на автомобили свои системы, но все равно в салоне находится при этом человек на всякий случай. Но, конечно, по улицам города они не ездят — иначе это, опять же, было бы нарушением, только на закрытых площадках такие автомобили у них используются.

— Действительно, законодательством пока определены только две пилотные зоны в стране для автомобильных беспилотников — Москва и Татарстан. Но опять же, если наша команда победит в «Зимнем городе», не будет ли это шансом добавить и Томскую область в число таких экспериментальных регионов?

— Да, конечно. Конкретных предложений в этом отношении на уровень федерации мы пока не вносили, но пару недель назад у нас в Томске была выездная комиссия Госдумы по науке и образованию, и мы обсуждали, в том числе, и такой вопрос. Но для того, чтобы разработать конкретные предложения, надо сначала запустить томский беспилотник в опытную эксплуатацию. Поэтому в начале 2019 года мы планируем подготовить пакет документов, где будет подробно описано, что мы готовы сделать для того, чтобы в Томской области запустить опытный район по тестированию беспилотных систем — и не только летающих, но и наземных, и плавающих. Он и проект «Тайга», который сейчас в активной фазе, — звенья одной цепи. Реализация «Тайги» завершится будущей весной, но в идеале мы хотим предложить Правительству РФ, создать на территории Томской области опытный район, о котором я упомянул.

С получением этого статуса, я надеюсь, у нас появится возможность более оперативно влиять на изменения законодательства в тех частях, которые касаются функционирования беспилотных систем. Мы хотим «обкатать» у нас все вопросы в этой сфере — не только технологические, чтобы жители региона увидели конкретную пользу от беспилотников. Например, инкассаторы Сбербанка смогли бы перевозить наличные из Томска в другие муниципалитеты с помощью беспилотников. Кстати, они уже в ближайшее время готовы начать это делать, но им необходим регламент, в котором будет прописана ответственность за такие рейсы. И вообще, желающих присоединиться к нашим инициативам в отношении беспилотных аппаратов очень много. Мы все равно рано или поздно придем к их повсеместному внедрению. Но введение опытного района позволит ускорить этот процесс, чтобы он не растягивался на долгие годы.

Как выглядят жены арабских шейхов?. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика