Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Рязань
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Великий Новгород
Архангельск
Ленинградская область
Петрозаводск
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Саратов
Казань
Ульяновск
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
Югра
ЯНАО
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Хабаровск
Финансы и бизнес

«Теневой» и социальный бизнес помогут в реализации нацпроекта

«Теневой» и социальный бизнес помогут в реализации нацпроекта
Фото old.duma.tomsk.ru
Накануне в Томской области на "выборах" бизнес-омбудсмена депутаты регионального заксобрания одобрили кандидатуру Валерия Падерина. Эту должность он занимал предыдущие 5 лет и к истечению срока полномочий успешно зарекомендовал себя. Окончательное решение о назначении регионального бизнес-омбудсмена будет принимать губернатор. Но с учетом того, что именно Сергей Жвачкин и председатель думы Оксана Козловская предложили парламентариям оставить Падерина на должности, сюрпризов возникнуть не должно. А вот что Валерий Падерин рассказывает о проблемах предпринимателей и о том, как их можно решить.

— Насколько популярен в нашем регионе такой вид деятельности, как предпринимательство?

-Мы имеем замечательный показатель — у нас количество предпринимателей на душу населения выше, чем в среднем по России. В этом плане мы занимаем 2-е место по СФО после Новосибирска. И согласно тому же исследованию, 76 % предпринимателей считают, что условия для ведения бизнеса в Томской области удовлетворительные.

— При этом понятно, что предпринимателям в любом регионе, в первую очередь, приходится руководствоваться федеральной нормативной и законодательной базой. Какие тенденции сейчас прослеживаются?      

— В ближайшие годы наша страна будет жить и развиваться в соответствии с национальными проектами. Среди них не последнее место занимает проект «Поддержка малого и среднего бизнеса и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы». В его рамках поставлены очень амбициозные задачи — сектор малого и среднего бизнеса должен стать основой развития российской экономики. Задача это сложная, поскольку в последнее время наблюдаются несколько негативных тенденций, которые не позволяют активно развиваться малому и среднему бизнесу. В итоге, с 2016 года падает количество коммерческих предприятий по стране — ежегодно число новых предприятий, которые регистрируются, меньше тех, которые заявляют о своей ликвидации.

— Из-за чего это происходит?

— Уполномоченный при президенте составил свой рейтинг проблем, которые мешают развитию предпринимательства, и на первом месте стоит непомерная финансовая нагрузка. Речь идет не только о налогах, но и о фондах, куда надо производить отчисления. Нагрузка настолько велика, что часто предприниматели стоят перед выбором — заплатить или закрыть свой бизнес. На втором месте стоит административная нагрузка, а следующей проблемой эксперты называют сложности с получением средств на развитие бизнеса. Еще одна проблема — взаимодействие с монополистами, которые отвечают за инфраструктурные объекты. И последняя, пятая проблема в рейтинге — взаимоотношения с местными органами власти, которые не всегда создают возможности для работы и развития бизнеса.

— В Томской области у предпринимателей те же проблемы?

— Они, в целом, повторяются, но по обращениям в мой адрес можно сделать следующие выводы. Спектр проблем большой, однако с большим отрывом лидируют три. Первая касается земельных отношений. Из года в год она не ослабевает. У предпринимателей довольно часто возникают конфликты с органами местного самоуправления по поводу выделения земельных участков для установки нестационарных торговых объектов. И дело тут не только в сложностях земельного законодательства — есть еще и проблема, связанная с заинтересованностью специалистов при размещении коммерческих объектов. То есть, теоретически есть интерес у властей в том, чтобы районы развивались, но при этом специалисты боятся, что их обвинят в предвзятости и коррупции. И даже если предприниматель имеет основания для того, чтобы получить земельный участок, ему откровенно говорят: «Если будет решение суда. мы с удовольствием это сделаем. Скорее всего, ты выиграешь, но приходи только после решения суда».

— И даже после получения земельного участка в аренду в любой момент его могут забрать.  

— Да, в отношении именно временных торговых объектов существенно увеличилось число обращений, потому что устанавливаются они по договорам, которые составлены, мягко говоря, в одностороннем порядке. В любой момент можно предъявить требование убрать объект, и в 14-дневный срок он должен быть снесен. Здесь мы надеемся, что ситуация несколько изменится — мы несколько таких случаев рассматриваем вместе с рабочей группой прокуратуры, которая создана для решения сложных вопросов. Большая часть историй, к сожалению, все таки переходит в суды. Но когда я говорю, что есть перспектива, я имею в виду законопроект, подготовленный Минпромторгом.

В этом ведомстве считают, что в России сложилось засилье торговых сетей, а маленькие предприятия не могут преодолеть условия, поставленные сетями. Поэтому и решено в системном порядке развивать мобильную нестационарную торговлю. Документы, которые уже опубликованы, говорят о том, что особое внимание в законопроекте уделяется правам именно таких предпринимателей. Нельзя будет просто так предъявить требование о сносе киоска на том основании, что земля нужна для муниципальных или государственных нужд. Будет обязательным условием предоставление предпринимателю другого участка. Также будут преференции для предпринимателей, к которым нет замечаний.

— Какие еще проблемы в топе жалоб от томских предпринимателей?

— Следующими по количеству обращений в Томской области являются проблемы, связанные с контрольно-надзорными органами. Они связаны с тем, что реформа, которую мы так долго ждали и на которую надеялись, приостановилась. Произошло это потому что нет уже «мотора», который ее двигал — «Открытого правительства» под руководством Михаила Абызова. За время его существования были некоторые положительные моменты — например, контрольно-надзорные органы перешли на риско-ориентированный подход, т.е. сейчас компании, которые потенциально не связаны с большим риском, практически не проверяются. Установилась традиция, что предприниматели каждые 3 месяца могут встретиться с руководителем контрольно-надзорного органа напрямую и задать вопросы, которые их интересуют. Стало нормой, что сейчас предпринимателю в качестве наказания предъявляют не штраф, а предупреждение или предостережение. Еще 2 года назад такого практически не было.

Но самая главная проблема остается — не достигнута цель реформы. Надзорные органы так и не превратились в знающего, умного специалиста, который приходит на предприятие и показывает руководителю, где какие у него проблемы, и что нужно сделать, чтобы их снять. По-прежнему работа специалистов оценивается по «палочной системе» — то есть, чем больше проверок, чем больше нарушений и штрафов в бюджет, тем лучше ты работаешь. Мы грубо говоря, «отбиваем» претензии к предпринимателям. Тут, правда, у нас не очень большой «арсенал» — прокуратура и суды, где мы выступаем стороной, не заявляющей собственных требований.

— Много таких просьб о помощи поступает в ваш аппарат?

— У нас постоянно загружена горячая линия — звонят предприниматели. которые ждут проверку, или она началась — а это всегда неожиданно — с вопросом, что делать. Мы разрабатываем пошаговые инструкции — как решать эти проблемы. Но надеемся, что эта ситуация изменится системно. В апреле на отчете Правительства РФ премьер-министр в очередной раз говорил о том, что необходимо избавляться от «регуляторной гильотины» — т.е., отсекать устаревшие ненужные требования. Но еще более радикальный способ предложил президент в послании Федеральному Собранию, когда сказал, что с января 2021 года стоит отменить все нормативные документы, которые сейчас регулируют эту сферу. Такой шаг выглядит, с одной стороны, как фантастический, но вселяет надежду то, что из аппаратов министерств поступают данные о том, что разрабатывается новый кодекс. Сфера предпринимательства будет регулироваться отдельным документом, не связанным с сотнями других.

Но пока идет имитация преобразований. Например, замечательная идея — чек-листы. Это когда вам говорится: давайте мы вам дадим перечень самых-самых необходимых требований, и если вы станете их исполнять, других вопросов задавать не будем. Предполагалось, что это будет 20-30 требований. Но в отношении, например, общепита, Роспотребнадзор разработал чек-лист и включил туда 190 требований. Что он есть, что его нет, как говорится. Для примера — в Казахстане 38 требований для таких же предприятий.

— Что касается 3-й группы обращений от предпринимателей к вам с чем она связана?

— Она связана с тем, что в контрольно-надзорную деятельность пришла цифровая экономика. Сейчас компьютерные технологии позволяют отследить такое количество информации, которое нам раньше и не снилось. И все активнее внедряются системы, которые позволяют контролировать движение товара, начиная от его ввоза в страну или производства и до конечного потребителя. Причем, первые проекты достаточно удачно оцениваются. Вдохновленное успехом, правительство разрабатывает все новые проекты. Уже в этом году 10 групп товаров должны подлежать маркировке. Так, с 1 марта началась маркировка табачных изделий, с 1 июля «присоединится» обувь, а с 1 декабря — постельное белье, столовое белье, шины, парфюмерия, пальто и т.д. К 2024 году порядка 95 % товаров должны быть промаркированы.

При этом предпринимателям, которые по каким-то причинам говорят, что им это не нужно, объясняют — нет, нужно, потому что вы получите преимущество по сравнению с теми, кто работает нелегально. Бизнес, работающий с контрафактом, простой уйдет с рынка и освободит место для вас. И надо сказать, что отношение предпринимателей за последнее время довольно серьезно изменилось. Изначально на наших семинарах, где мы объясняли принципы и технические вопросы маркировки, большая часть предпринимателей — особенно, некрупных — начинала с «митинга». Сейчас идут вопросы чисто организационные — как лучше сделать, и т.д.

— Но обращений проблемного характера, вы говорите, по этому поводу все таки много. Почему?

— Во-первых, это связано с материальной составляющей. Предпринимателям необходимы довольно серьезные затраты на оборудование, на программное обеспечение, его настройку. Вторая причина заключается в том, что нет позитивного стимула для предпринимателей активно заниматься этой системой. Дело в том, что когда реализуются масштабные проекты, неизбежны сбои. А система выстроена так, что за любой сбой наказан будет предприниматель, даже если это произошло не по его вине. А уж если по его — вариантов хорошего исхода почти нет.

Приведу пример. Перед Новым годом было принято решение повысить отпускную розничную цену на алкоголь. Это было буквально за 10-15 дней до праздника, и очень многие в предновогодней суете не увидели этого. С 1 января они продавали водку не 215 рублей, а по 205, как раньше. Система ЕГАИС сразу это обнаружила и подала сигнал. А дело в том, что продажа даже одной бутылки водки не по той цене — это возможность для Росалкогольрегулирования лишить лицензии предпринимателя во внесудебном порядке. Честно говоря, очень много пришлось усилий применить, чтобы не принимались радикальные меры, но 19 серьезных компаний, у которых одна лицензия, но несколько торговых точек, попали в эту ситуацию.

— В чем вы видите стимулы для развития предпринимательства?

— Мне кажется, что выполнить национальный проект «Поддержка малого и среднего бизнеса и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы» можно будет только, пользуясь терминологией президента, включив какие-то прорывные технологии. Просто постепенно изменяя или улучшая условия для бизнеса, вряд ли удастся заметно увеличить количество предпринимателей или их сотрудников. Поэтому мне кажется, что главный ресурс — теневая экономика. Предприниматели, которых «вытаскивают на свет» при помощи информационных систем или контрольно-надзорных мероприятий, стоят перед выбором — или закрывать бизнес или сделать его легальным. Но чаще выбирают первый вариант. Мы должны какие-то системные пути найти, чтобы они выбирали открытость и «прозрачность». Это же готовые предприниматели, которые перейдя в легальный сектор, обеспечат нам те показатели, которые диктует нацпроект.

И еще один потенциал, мне кажется есть, — социальное предпринимательство. Сейчас мы очень активно взаимодействуем с этими людьми и видим, что они не ради прибыли работают. Они готовы жертвовать прибылью ради того, чтобы проекты, которыми они прониклись, были реализованы. Вот этот потенциал мы не должны потерять.

У нее мощная подача: теннисистка Лисицки покоряет соперниц и мужчин. Подборка интригующих новостей, подписывайтесь в Яндекс Новости
Яндекс.Метрика